Preview

Аграрная наука

Расширенный поиск

Научно-методическая и психологическая поддержка молодого учителя сельской школы в процессе цифровой трансформации

https://doi.org/10.32634/0869-8155-2025-399-10-191-196

Аннотация

Профессиональная адаптация молодых педагогов в условиях сельских образовательных организаций представляет собой многоаспектную проблему, требующую комплексного научно-методического и психологического сопровождения. Настоящее исследование направлено на изучение эффективности различных форм профессиональной поддержки начинающих учителей и разработку научно обоснованной системы их сопровождения в современных условиях. В работе применен смешанный методологический подход, включающий количественные (анкетирование, психодиагностические методики) и качественные (глубинные интервью) методы исследования молодых педагогов сельских школ. Эмпирическую базу составили 35 молодых учителей из пяти регионов Российской Федерации. Результаты исследования показали, что ключевыми факторами успешной профессиональной адаптации выступают качество наставнических отношений, уровень психологической готовности педагогов и доступность методической поддержки. Разработанная комплексная модель сопровождения продемонстрировала высокую эффективность в повышении профессиональной готовности и компенсации профессиональных дефицитов молодых педагогов сельских школ.

Об авторах

Л. А. Паршутина
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Людмила Александровна Паршутина - кандидат педагогических наук, заместитель директора, заведующая лабораторией психологических основ дидактики и методики преподавания,

ул. Моховая, 9, стр. 4, Москва, 125009



О. Л. Юрчук
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия

Ольга Леонидовна Юрчук - кандидат психологических наук, заместитель
руководителя Федерального координационного центра по развитию психолого-педагогической помощи в системе образования Российской Федерации,

ул. Сретенка, 29, Москва, 127051



И. В. Гайдамашко
Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований
Россия

Игорь Вячеславович Гайдамашко - доктор психологических наук, академик РАО, главный заместитель директора,

ул. Моховая, 9, стр. 4, Москва, 125009



Список литературы

1. Kuznetsova Yu.A., Matveeva N.A., Veretennikova L.A., Zabneva E.I. Individual educational trajectory of a young teacher: the foundations of formation. Ponte. 2022; 78(1): 4. https://doi.org/10.21506/j.ponte.2022.1.4

2. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Ефлова З.Б. Сельская школа и сельский учитель: продуктивные российские и зарубежные практики. Вестник Томского государственного университета. 2021; 466: 190–201. https://doi.org/10.17223/15617793/466/23

3. Кажарская О.Н., Медведева С.А. Повышение уровня психологической готовности молодых учителей к профессионально-педагогической деятельности в условиях дополнительного профессионального образования. Перспективы науки и образования. 2024; (2): 713–733. https://doi.org/10.32744/pse.2024.2.43

4. Пермяков А.В., Петряков П.А., Ширин А.Г., Цывунина А.Д., Певзнер М.Н. Профессионально-личностное становление молодых педагогов как фактор устойчивого развития региона. Science for Education Today. 2024; 14(5): 158–180. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2405.08

5. Проказина Н.В., Ланцев В.Л. Роль общественнопрофессиональных объединений педагогов в условиях модернизации системы учительского роста. Вестник Института социологии. 2020; 11(2): 157–173. https://doi.org/10.19181/vis.2020.11.2.651

6. Проказина Н.В., Ланцев В.Л. Социально-управленческие механизмы внедрения профессионального стандарта педагога: особенности и перспективы. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2023; 23(3): 546–563. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2023-23-3-546-563

7. Тумашева О.В., Шашкина М.Б. Педагогическая система поддержки и сопровождения работающих в школе студентов. Образование и наука. 2024; 26(5): 12–39. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-12-39

8. Сартакова Е.Е., Окушова Г.А., Еретнова Е.П. Сельская школа в условиях социокультурной модернизации образования: постнеклассические основания для концептуализации. Вестник Томского государственного университета. 2022; 481: 206–214. https://doi.org/10.17223/15617793/481/23

9. Кубрушко П.Ф., Шингарева М.В., Атапина Ю.А. Подготовка кадров для агропромышленного комплекса в системе непрерывного профессионального образования. Агроинженерия. 2022; 24(4): 58–63. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2022-4-58-63

10. Тукфеева Ю.В., Кнышева Т.П., Трофимова А.П., Шарапова А.К., Курбанова В.В. Кадровое обеспечение психолого-педагогического сопровождения в системе общего образования и среднего профессионального образования. Психолого-педагогические исследования. 2025; 17(1): 81–99. https://doi.org/10.17759/psyedu.2025170106

11. Прямикова Е.В., Шалагина Е.В., Шихова О.Н. Молодые педагоги между «Сциллой» и «Харибдой»: о профессиональных дефицитах в социологическом ракурсе (на примере Свердловской области). Социологическая наука и социальная практика. 2023; 11(4): 248–272. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.4.11

12. Федоров В.А., Кубрушко П.Ф., Дубицкий В.В., Феоктистов А.В. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект. Образование и наука. 2022; 24(7): 11–44. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-11-44

13. Ostrovska M., Ostrovski O., Margitich K. Peculiarities of Professional Training of Future Teachers for Innovative Educational Activities in an Intercultural Environment. Journal of Higher Education Theory and Practice. 2023; 23(20): 65–75. https://doi.org/10.33423/jhetp.v23i20.6688

14. Мутигуллина А.А. Педагогическое наставничество в процессе адаптации молодых педагогов к профессиональной деятельности. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2024; 23(S1): 28–31. https://doi.org/10.15829/1728-8800-2024-3653

15. Сидоренко Г.Г., Халиева Р.А. Профессиональная адаптация молодых педагогов: виды и способы. Мир науки. Педагогика и психология. 2024; 12(3). https://www.elibrary.ru/qjfsnu


Рецензия

Для цитирования:


Паршутина Л.А., Юрчук О.Л., Гайдамашко И.В. Научно-методическая и психологическая поддержка молодого учителя сельской школы в процессе цифровой трансформации. Аграрная наука. 2025;(10):191-196. https://doi.org/10.32634/0869-8155-2025-399-10-191-196

For citation:


Parshutina L.A., Yurchuk O.L., Gaidamashko I.V. Scientific-methodological and psychological support for the young rural school teacher in the process of digital transformation. Agrarian science. 2025;(10):191-196. (In Russ.) https://doi.org/10.32634/0869-8155-2025-399-10-191-196

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-8155 (Print)
ISSN 2686-701X (Online)