Preview

Аграрная наука

Расширенный поиск

Исследование социальных функций торговли по поддержке развития товарности фермерской продукции

https://doi.org/10.32634/0869-8155-2024-386-9-146-151

Аннотация

В последние годы наблюдается проблема снижения товарности сельскохозяйственной продукции фермерских хозяйств по многим видам товаров. Среди ключевых продуктов питания, поставляемых фермерами, негативная динамика реализации отмечалась по продаже картофеля и овощей. Данная ситуация во многом связана с ежегодными колебаниями объемов сельскохозяйственного производства, что особенно проявляется при выращивании плодоовощных культур. С помощью эконометрического моделирования на основе построения регрессий по панельным данным в статье показано негативное влияние изменений объемов производства на процент товарности продукции фермерских хозяйств. Фермеры, как и другие предприятия малых форм хозяйствования, не располагают развитой инфраструктурой сбыта продукции, в отличие от сельскохозяйственных организаций. Поэтому фермерские хозяйства оказываются особенно чувствительны к колебаниям объемов производства, которые создают для них проблему недостатка или избытка ресурсов для осуществления продаж. Важным способом решения указанной проблемы является деятельность торговых организаций, направленная на осуществление социальных функций поддержки реализации продукции фермерского производства. В России подобного рода социальные практики реализуются крупнейшими представителями отрасли розничной торговли в пилотном режиме в отдельных регионах страны. В том числе в некоторых областях функционируют агроагрегаторы, запущенные торговыми сетями X5 Group и «Магнит», выполняющие функции технологического и маркетингового характера для обеспечения сбыта фермерских товаров. Существуют и другие социальные проекты торговых организаций, например «Агроконтракт» и «Фермерский островок», инициированные X5 Group, которые предполагают заключение прямых договоров с фермерами с целью снижения закупочных цен товаров и предусматривают закупку у фермеров различных уникальных товаров. Расширение социальных функций торговых организаций позволит в значительной степени преодолеть существующие проблемы сбыта продукции фермерских хозяйств и обеспечить таким хозяйствам возможность роста доходов и прибыли за счет социально ориентированных функций партнерской поддержки.

Об авторах

А. Ф. Никишин
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Александр Фёдорович Никишин, кандидат технических наук, доцент

Стремянный пер., 36, Москва, 115054



О. С. Каращук
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Оксана Сергеевна Каращук, кандидат экономических наук, доцент

Стремянный пер., 36, Москва, 115054



Е. А. Майорова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Елена Александровна Майорова, кандидат экономических наук, доцент

Стремянный пер., 36, Москва, 115054



А. И. Больдясов
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Россия

Алексей Ильич Больдясов, студент

Стремянный пер., 36, Москва, 115054



Список литературы

1. Быкова В.А. Рациональные нормы потребления в контексте обеспечения продовольственной безопасности. Управление и экономика народного хозяйства России. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза: Пензенский государственный аграрный университет. 2023; 70‒74. https://elibrary.ru/rhvcel

2. Киселев С.В., Белова Е.В. Проблемы продовольственной безопасности и питания в России в современных условиях. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. 2020; 12(1): 70‒91. https://doi.org/10.38050/2078-3809-2020-12-1-70-91

3. Тод Н.А. Методы оптимизации процесса сбыта сельхозпродукции фермерских хозяйств. Экономика сельского хозяйства России. 2020; (5): 88‒92. https://doi.org/10.32651/205-88

4. Айдинова А.Т. Меры государственной поддержки, направленные на стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств в России. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021; 11(11–1): 272‒278. https://elibrary.ru/kxdgqu

5. Болтенков И.А., Ивашутина Е.Е., Матвеева А.Д. Создание сети оптово-распределительных центров в Иркутской области как механизм развития агропромышленного комплекса региона. Бизнес-образование в экономике знаний. 2023; (2): 18‒21. https://elibrary.ru/ibngvd

6. Ворожейкина Т.М. Проблемы низкой товарности сельскохозяйственной продукции в регионах России. Менеджмент в АПК. 2023; (3): 5‒10. https://elibrary.ru/bcifnh

7. Тукаева Ф.А. Некоторые проблемы сбыта продукции фермерскими хозяйствами. Управленческий учет. 2022; (12–3): 817‒823. https://doi.org/10.25806/uu12-32022817-823

8. Hsiao C. Panel data analysis—advantages and challenges. TEST. 2007; 16(1): 1–22. https://doi.org/10.1007/s11749-007-0046-x

9. Sui M., Rengifo E.W., Viole F., Jetta K. Modeling Elasticity: A Brief Survey of Price Elasticity of Demand Estimation Methods. Journal of Research in Marketing. 2019; 10(2): 785‒797.

10. Бочкова М.А., Прущак О.В. Актуальные проблемы сбытовой политики продукции малых форм сельского хозяйства. Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 9-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. Курск: Университетская книга. 2024; 3: 528‒531. https://elibrary.ru/vlrent

11. Климов Е.В., Асилов Б.У. Выбор и оптимизация каналов сбыта для мелкотоварных органических производителей плодоовощного направления. Проблемы агрорынка. 2022; (4): 94‒103. https://doi.org/10.46666/2022-4.2708-9991.10

12. Решетникова Е.Г. Малый агробизнес: проблемы и перспективы реализации продукции. Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. XIV Международная научно-практическая конференция. Сборник трудов. Брянск: Брянский государственный аграрный университет. 2023; 367‒370. https://elibrary.ru/luhjpx

13. Каращук О.С., Кравченко Е.С. Цифровая трансформация бизнесмоделей аграрного сектора — ключевая доминанта устойчивого развития экономики региона. Экономическая безопасность агропромышленного комплекса: проблемы и направления обеспечения. Сборник научных трудов II Национальной научно-практической конференции. Киров: Вятский государственный агротехнологический университет. 2022; 121‒124. https://elibrary.ru/uxjpjz


Рецензия

Для цитирования:


Никишин А.Ф., Каращук О.С., Майорова Е.А., Больдясов А.И. Исследование социальных функций торговли по поддержке развития товарности фермерской продукции. Аграрная наука. 2024;1(9):146-151. https://doi.org/10.32634/0869-8155-2024-386-9-146-151

For citation:


Nikishin A.F., Karashсhuk O.S., Mayorova E.A., Boldiasov A.I. Research on the social functions of trade to support the development of marketability of farm products. Agrarian science. 2024;1(9):146-151. (In Russ.) https://doi.org/10.32634/0869-8155-2024-386-9-146-151

Просмотров: 125


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-8155 (Print)
ISSN 2686-701X (Online)
X