Preview

Аграрная наука

Расширенный поиск

Исследование традиций потребления продовольственных товаров в контексте перемен, происходящих в глобальной маркетинговой среде

https://doi.org/10.32634/0869-8155-2025-394-05-148-157

Аннотация

Статья посвящена исследованию перемен, происходящих в поведении потребителей, и выявлению новых традиций потребления продовольственных товаров. В исследовании использованы общенаучные методы — комплексный, системный и ситуационный, а также графический метод, метод сравнительного анализа, индексные методы, методы прогнозирования, факторного анализа, корреляционный анализ, методы систематизации и обобщения.

Выявлено, что в поведении российских потребителей продовольственных товаров происходят значительные перемены, сопровождающиеся формированием новых относительно устойчивых традиций потребления. У российских потребителей наблюдается угасание одних и усиление других традиций потребления. В частности, сокращение среднедушевого потребления хлеба и хлебопродуктов, картофеля и других видов продовольственных товаров. Их российские потребители воспринимают как продукты, не согласующиеся с представлением о здоровом питании. Выявлено, что высокими темпами увеличивается среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, сахара и кондитерских изделий, фруктов, овощей и других видов продовольствия. Наблюдаются относительно устойчивые традиции потребления яиц, рыбы и рыбных продуктов, растительных масел и некоторых других продуктов питания. Однако фактическое среднедушевое потребление не соответствует нормам здорового питания, что свидетельствует о значительных расхождениях: потребители не придерживаются этих норм, они ориентируются на собственные представления о здоровом питании.

Результаты, полученные в данной статье, могут быть использованы теоретиками при исследовании перемен, происходящих в поведении потребителей продовольственных товаров, а также практиками для ориентации структуры производственной программы предприятиями сельского хозяйства и ассортимента предприятиями сферы обращения, опираясь на перемены, происходящие в традициях потребления отдельных видов продовольственных товаров, в частности чая, кофе, алкогольных и слабоалкогольных напитков, картофеля, хлебных продуктов, мяса и мясных продуктов, сахара и кондитерских изделий. Кроме того, результаты исследования указывают на необходимость учета особенностей перемен в традициях потребления, происходящих в отдельных регионах.

Об авторах

И. А. Рамазанов
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Российский экономический университета им. Г.В. Плеханова
Россия

Ибрагим Агаевич Рамазанов, доктор экономических наук, профессор

пр-т Вернадского, 82, Москва, 119571

Стремянный пер., 36, Москва, 117997



М. А. Николаева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; Государственный академический университет гуманитарных наук
Россия

Мария Андреевна Николаева, доктор технических наук, профессор

пр-т Вернадского, 82, Москва, 119571

Мароновский пер., 26, Москва, 119049

пр-т Вернадского, 82, Москва, 119571



С. А. Рамазанов
Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева
Россия

Сейфуллах Агаевич Рамазанов, доктор экономических наук, профессор

ул. им. Минина, 24, Нижний Новгород, 603155



Список литературы

1. Неделько А.Ю., Третьяк О.А., Лаврова А.Ю. Потребительский выбор продуктов питания: факторы, текущее состояние и ожидаемые изменения. Российский журнал менеджмента. 2020; 18(4): 605–642. https://doi.org/10.21638/spbu18.2020.406

2. Ильяшенко С.Б., Митяева О.А. Изменение поведения потребителей в современных условиях. Экономика и управление: проблемы, решения. 2023; (2–3): 219–223. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2023.03.02.026

3. Сейфуллаева М.Э., Дельрю З. Актуальные тренды потребительского поведения. Менеджмент и маркетинг в условиях цифровой экономики. Материалы Международной . научно-практической конференции. М.: Московский международный университет. 2024; 174–181. https://elibrary.ru/zcangt

4. Хасанова Л.В., Ференц Е.А. Новые факторы потребительского поведения. Наукосфера. 2022; (4–2): 386–393. https://elibrary.ru/wpwdjl

5. Ramazanov I.A., Panasenko S.V., Uryaseva T.I., Kalugina S.A., Paramonova T.N. Perception of price fluctuations in the context of consumption traditions and consumer expectations amid globalization of markets. Revista Espacios. 2018; 39(48): 34.

6. Рамазанов И.А., Парамонова Т.Н., Урясьева Т.И. Влияние маркетинговой среды на традиции потребления россиян. Практический маркетинг. 2015; (11): 21–26. https://elibrary.ru/unfhkt

7. Леманович М. Про инновационные тенденции в потребительском поведении на продовольственном рынке в Польше. Проблемы современной экономики: глобальный, национальный . и региональный контекст. Сборник научных статей. Гродно: Гродненский государственный университет им. Я. Купалы. 2020; 435–442 (на пол. яз.). https://elibrary.ru/xnwdvx

8. Мусатова Ж.Б. Влияние трендов потребительского поведения на развитие и регулирование рынка продуктов питания для здорового образа жизни. Маркетинг МБА. Маркетинговое управление предприятием. 2019; 10(4): 248–262. https://elibrary.ru/iopuav

9. Курочкина А.А., Бикезина Т.В., Орлова В.И. Влияние тенденции здорового питания на развитие рынка продовольственных товаров. Наука и бизнес: пути развития. 2020; (11): 171–176. https://elibrary.ru/dxhqfu

10. Курочкина А.А., Семенова Ю.Е., Баранова А.М. Тенденции в изменении потребительского поведения на рынке местных товаров. Components of.Scientific and Technological Progress. 2021; (2): 10–13 (на англ. яз.). https://elibrary.ru/cismlf

11. Бирюкова Т.В., Павлова И.М. Оценка изменений в пищевом поведении потребителей мяса и мясной продукции. Экономика сельского хозяйства России. 2022; (6): 90–94. https://doi.org/10.32651/226-90

12. Mehdiyev M.A. Влияние инновационных продуктов на поведение потребителей в пищевой отрасли Азербайджана. Финансовая экономика. 2020; (12): 203–207 (на англ. яз.). https://elibrary.ru/pcqlrx

13. Толстихина Е.И., Демченко С.К., Подопригора В.Г., Суслова Ю.Ю. Совершенствование модели поведения потребителей в условиях цифровой трансформации. Экономические науки. 2023; 227: 152–158. https://elibrary.ru/zbvgpu

14. Никулина Т.А., Виничук О.Ю., Перминова Г.И. Исследование поведения китайских потребителей при выборе сельскохозяйственной продукции в интернете. Торговля, сервис, индустрия питания. 2022; 2(2): 124–135. https://elibrary.ru/uiglno

15. Цзя Ю., Мурашова Е.В. Развитие электронной коммерции сельскохозяйственной продукции в Китае: эмпирический анализ. Московский экономический журнал. 2023; 8(9): 33. https://elibrary.ru/qslugr

16. Руденко А.М., Сафонова С.Г. Особенности продвижения продукции отечественных сельскохозяйственных предприятий в современных рыночных условиях. Вестник Донского государственного аграрного университета. 2021; (3): 130–137. https://elibrary.ru/zyccya

17. Ордынец А.А. Оценка факторов, влияющих на мотивацию потребителей альтернативных продуктов питания. Наукосфера. 2024; (2–2): 294–298. https://doi.org/10.5281/zenodo.10721012

18. Остальцева О.Ю. Потребительские предпочтения и инновационные продукты питания. Веснік Беларускага дзяржаўнага эканамічнага ўніверсітэта. 2018; (1): 61–68. https://elibrary.ru/ypjebx

19. Стуканова И.П. Поведение потребителей на рынке продовольственных товаров в условиях социокультурных изменений окружающей среды. Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. 2018; 13(1): 143–145. https://elibrary.ru/ynmdln

20. Донскова Л.И., Крюкова Е.М., Зеленов В.В. Трансформация поведения потребителей и их предпочтений в сфере туризма под влиянием социальных изменений. Социальная политика . и социология. 2022; 21(4): 5–13. https://elibrary.ru/vidawt

21. Михалев А.М. Значение социально-культурных и психологических факторов поведения потребителей для ведения бизнеса. Экономика и управление: проблемы, решения. 2023; (4–8): 135–141. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2023.08.04.017

22. Кадерова В.А. Новые тенденции потребления культурно обусловленных продовольственных товаров в России. Инициативы XXI века. 2014; (4): 40–44. https://elibrary.ru/tnadiv

23. Мырзабеккызы К., Болганбаев А.Д., Келесбаев Д.Н. Влияние покупок в интернете на покупательское поведение потребителей. Вестник Казахского университета экономики, финансов . и международной торговли. 2022; (3): 341–349 (на англ. яз.). https://doi.org/10.52260/2304-7216.2022.3(48).44

24. Теличко Д.В., Матицин И.Н. Влияние нейросетей и искусственного интеллекта на интерес и поведение потребителя. Вектор экономики. 2021; (1): 5. https://elibrary.ru/unozzr

25. Долженко И.Б. Влияние цифрового маркетинга на поведение потребителей. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021; (10–1): 111–117. https://doi.org/10.24412/2411-0450-2021-10-1-111-117

26. Гатаулина Е.А., Светлов Н.М. Потребление основных видов продовольствия в России при моделировании изменений климата. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2021; (3): 77–84. https://doi.org/10.33938/213-77

27. Сухостав Е.В. Изменение модели поведения потребителей при покупке продовольственных товаров. Экономика, предпринимательство и право. 2024; 14(7): 3777–3792. https://doi.org/10.18334/epp.14.7.121111

28. Мантрова М.С. Изменение поведения современного потребителя и концепции маркетинга в условиях цифровой трансформации. Финансовая экономика. 2022; (1): 55–59. https://elibrary.ru/ehyyag

29. Афанасьева О.Г., Макушев А.Е., Толстова М.Л., Степанов А.В. Исследование цифровой активности региональных аграриев России. Аграрная наука. 2022; (11): 165–173. https://doi.org/10.32634/0869-8155-2022-364-11-165-173

30. Корнилова Л.М., Иванов П.А. Цифровая трансформация и готовность к ней агропромышленного комплекса Чувашской Республики. Аграрная наука. 2022; (11): 160–164. https://doi.org/10.32634/0869-8155-2022-364-11-160-164

31. Головина С.Г., Ручкин А.В., Абилова Е.В. Роль цифровизации в успешном функционировании сельскохозяйственных кооперативов. Аграрная наука. 2023; (10): 167–174. https://doi.org/10.32634/0869-8155-2023-375-10-167-174

32. Кузьмицкая А.А., Коростелева О.Н., Кубышкин А.В., Хвостенко Т.М. Анализ уровня потребления основных продуктов питания населением как важнейшей компоненты продовольственной безопасности региона. Аграрная наука. 2023; (7): 155–162. https://doi.org/10.32634/0869-8155-2023-372-7-155-162

33. Плахин А.Е., Огородникова Е.С., Ростовцев К.В. Проблемы становления цифровой модели в сельском хозяйстве. Аграрная наука. 2024; (8): 188–193. https://doi.org/10.32634/0869-8155-2024-385-8-188-193

34. Кузнецова А.Р., Жолдоякова Г.Е., Ахметьянова А.И., Кузнецов А.И. Тенденции мирового производства сахарной свеклы и уровень потребления сахара. Аграрная наука. 2024; (3): 157–162. https://doi.org/10.32634/0869-8155-2024-380-3-157-162


Рецензия

Для цитирования:


Рамазанов И.А., Николаева М.А., Рамазанов С.А. Исследование традиций потребления продовольственных товаров в контексте перемен, происходящих в глобальной маркетинговой среде. Аграрная наука. 2025;(5):148-157. https://doi.org/10.32634/0869-8155-2025-394-05-148-157

For citation:


Ramazanov I.A., Nikolaeva M.A., Ramazanov S.A. A study of food consumption traditions in the context of the changes taking place in the global marketing environment. Agrarian science. 2025;(5):148-157. (In Russ.) https://doi.org/10.32634/0869-8155-2025-394-05-148-157

Просмотров: 95


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-8155 (Print)
ISSN 2686-701X (Online)
X