Preview

Аграрная наука

Расширенный поиск

Готовность будущих специалистов аграрного профиля к формированию языковой культуры в профессиональной деятельности

https://doi.org/10.32634/0869-8155-2025-397-08-150-154

Аннотация

Современное аграрное образование сталкивается с необходимостью подготовки высококвалифицированных специалистов, владеющих не только профессиональными компетенциями, но и развитой языковой культурой, необходимой для эффективной коммуникации в мультикультурной профессиональной среде. Исследование направлено на изучение готовности будущих агрономов и специалистов сельского хозяйства к формированию языковой культуры в условиях модернизации аграрного сектора. Проведен комплексный анализ языковой подготовки студентов аграрных университетов, выявлены основные проблемы и противоречия в формировании коммуникативной компетентности будущих специалистов АПК. Эмпирическое исследование включало анкетирование 280 студентов трех аграрных университетов России в 2023 году, использованы методы статистического анализа, контент-анализа и экспертной оценки. Результаты показали, что 67% респондентов демонстрируют средний уровень готовности к языковой деятельности, 23% — высокий уровень, 10% — низкий. Выявлена прямая корреляция (r = 0,74) между уровнем языковой подготовки и успешностью профессиональной адаптации выпускников. Установлено, что коммуникативная компетентность специалистов АПК определяется интеграцией мотивационно-ценностного, когнитивно-лингвистического, операционно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов. Результаты исследования имеют практическую значимость для совершенствования образовательных программ аграрных вузов и формирования эффективной языковой политики в системе агропромышленного образования.

Об авторах

С. Ю. Гуров
Мелитопольский государственный университет
Россия

Сергей Юрьевич Гуров, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков 

пр-т им. Богдана Хмельницкого, 18, Мелитополь, Запорожская обл., 272312



Т. Ю. Гурова
Мелитопольский государственный университет
Россия

Татьяна Юрьевна Гурова, кандидат педагогических наук, доцент 

пр-т им. Богдана Хмельницкого, 18, Мелитополь, Запорожская обл., 272312



Т. В. Насалевич
Мелитопольский государственный университет
Россия

Тамара Васильевна Насалевич, кандидат филологических наук, доцент 

пр-т им. Богдана Хмельницкого, 18, Мелитополь, Запорожская обл., 272312



Т. В. Тарасенко
Мелитопольский государственный университет
Россия

Татьяна Владимировна Тарасенко, кандидат педагогических наук, доцент 

пр-т им. Богдана Хмельницкого, 18, Мелитополь, Запорожская обл., 272312



А. В. Юрченко
Мелитопольский государственный университет
Россия

Александр Витальевич Юрченко, кандидат филологических наук, доцент 

пр-т им. Богдана Хмельницкого, 18, Мелитополь, Запорожская обл., 272312



Список литературы

1. Степанова Э.В. Профессиональная подготовка кадров для АПК региона. Образование и проблемы развития общества. 2020; (1): 174–181. https://www.elibrary.ru/iorqwu

2. Самарханов Т.Г., Демишкевич Г.М. Пути повышения роли допол- нительного аграрного образования в условиях цифровизации и инновационного развития АПК. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2022; (12): 58–64. https://doi.org/10.31442/0235-2494-2022-0-12-58-64

3. Дедова О.Ю. Особенности исследования коммуникативной компетентности педагога в рамках инновационной деятельности. Нижегородское образование. 2020; (1): 59–65. https://www.elibrary.ru/kzbvde

4. Нарыкова О.Н. Цифровизация как средство межкультурной адаптации студентов и фактор развития диалога культур в контексте профессионального языкового образования. Ученые записки Курского государственного университета. 2023; (2): 150–157. https://www.elibrary.ru/fbrwyb

5. Брежнева Е.Ю., Золотарева О.И. Необходимость компетентностого подхода в образовании для формирования модели востребованных специалистов АПК. Современные проблемы АПК и их решение. Материалы VΙΙ Национальной конференции. Белгород: Белгородский ГАУ. 2024; 2: 11–16. https://www.elibrary.ru/bzvkjp

6. Тарханова Е.Р. Роль образования в кадровом обеспечении АПК. В фокусе достижений молодежной науки. Материалы ежегодной итоговой научно-практической конференции. Оренбург. 2022; 363–366. https://www.elibrary.ru/wrjvar

7. Карпова И.Г., Цыбикова М.Г. Обучение иностранным языкам в дистанционной форме в неязыковом вузе (на примере Бурятской государственной сельскохозяйственной академии). Аграрное образование в условиях модернизации и инновационного развития АПК России. Материалы II Всероссийской (национальной) научно-методической конференции, посвященной 90-летию Бурятской ГСХА. Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. 2021; 144–148. https://www.elibrary.ru/dqjfoy

8. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социальнопсихологический тренинг. М.: МГУ. 1989; 216.

9. Ульяницкая Л.А. Языковая политика и сохранение национальных культур. Информация — Коммуникация — Общество. Труды Всероссийской научной конференции с международным участием. Санкт-Петербург. 2021; 286–291. https://www.elibrary.ru/vtwsbb

10. Пушкарева Л.Г. Проблемы формирования языковой компетенции специалистов в сфере физической культуры и спорта. Вестник Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. 2023; (1): 56–61. https://www.elibrary.ru/mgafyq


Рецензия

Для цитирования:


Гуров С.Ю., Гурова Т.Ю., Насалевич Т.В., Тарасенко Т.В., Юрченко А.В. Готовность будущих специалистов аграрного профиля к формированию языковой культуры в профессиональной деятельности. Аграрная наука. 2025;(8):150-154. https://doi.org/10.32634/0869-8155-2025-397-08-150-154

For citation:


Gurov S.Yu., Gurova T.Yu., Nasalevich T.V., Tarasenko T.V., Yurchenko A.V. Readiness of future agricultural specialists to develop a language culture in their professional activities. Agrarian science. 2025;(8):150-154. (In Russ.) https://doi.org/10.32634/0869-8155-2025-397-08-150-154

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0869-8155 (Print)
ISSN 2686-701X (Online)
X