Педагогические кадры для сельских школ по естественно-научным дисциплинам: современные решения
https://doi.org/10.32634/0869-8155-2025-400-11-215-220
Аннотация
Кадровый дефицит педагогов естественно-научного профиля в сельских школах является критическим вызовом для качественного образования в отдаленных территориях РФ.
Цель исследования — анализ современных подходов к подготовке и привлечению педагогических кадров в сельские учреждения. Методология включает анализ данных Росстата и Минпросвещения за 2019–2024 гг., анкетирование 60 учителей из 23 сельских школ 8 субъектов РФ, экспертные интервью с 15 руководителями и контент-анализ региональных программ. Выявлена критическая укомплектованность: математика — 67,1%, физика — 58,3%, химия — 52,8%, биология — 70,4%. Средний возраст педагогов 49,2 года, доля пенсионного возраста 36,7%, текучесть кадров 31,6% ежегодно. Целевая подготовка показывает эффективность закрепления выпускников 76,8%, цифровые технологии повышают доступность образования на 28,3%. Главные барьеры: заработная плата на 24,1% ниже городской, 69,8% педагогов с жилищными проблемами.
Разработана комплексная система мер: целевое распределение с обязательной трехлетней отработкой, жилищное обеспечение, социальные льготы для молодых специалистов. Модель профессиональной поддержки интегрирует целевую подготовку выпускников сельских школ, обязательное наставничество и регулярное повышение квалификации на базе школ. Реализация мер обеспечит повышение укомплектованности до 85–90% за 5–7 лет при федеральном финансировании 12,4 млрд рублей ежегодно.
Ключевые слова
Об авторах
Л. А. ПаршутинаРоссия
Людмила Александровна Паршутина, кандидат педагогических наук, заместитель директора, заведующая лабораторией психологических основ дидактики и методики преподавания
ул. Моховая, 9, стр. 4, Москва, 125009
О. Н. Рыжова
Россия
Оксана Николаевна Рыжова, кандидат педагогических наук, доцент
Ленинские горы, 1, Москва, 119234
Список литературы
1. Popovych I., Semenov O., Semenova N., Zavatska N., Kovalchuk Z., Zavatskyi Y. Research of readiness of teachers of rural secondary schools for innovations. Amazonia Investiga. 2022; 11(54): 84–93. https://doi.org/10.34069/AI/2022.54.06.9
2. Сартакова Е.Е., Окушова Г.А., Еретнова Е.П. Сельская школа в условиях социокультурной модернизации образования: постнеклассические основания для концептуализации. Вестник Томского государственного университета. 2022; 481: 206–214. https://doi.org/10.17223/15617793/481/23
3. Новиков В.Г., Шестопалова Е.В., Можаев Е.Е. Основные тренды развития дополнительного профессионального образования АПК в условиях цифровизации. Экономика сельского хозяйства России. 2022; (7): 32–39. https://doi.org/10.32651/227-32
4. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Ефлова З.Б. Сельская школа и сельский учитель: продуктивные российские и зарубежные практики. Вестник Томского государственного университета. 2021; 466: 190–201. https://doi.org/10.17223/15617793/466/23
5. Трубилин А.И., Петух А.В., Гайдук В.И. Ключевые элементы подготовки специалистов для развития АПК и сельских территорий: взаимосвязь образования, науки и бизнеса. Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2024; 114: 411–415. https://elibrary.ru/kgkuco
6. Topuzov O.M., Grynova M.V., Barbinova A.V., Kharchenko O.V., Kononets N.V. The model of professional development of natural science teachers of rural schools in the conditions of distance educational process. Information Technologies and Learning Tools. 2021; 85(5): 344–359. https://doi.org/10.33407/itlt.v85i5.4601
7. Гумерова Ф.Ф., Амирова Л.А., Калимуллина Г.И., Мустаев А.Ф., Гумерова О.В. Определение условий повышения качества образования в сельских школах с низкими образовательными результатами. Science for Education Today. 2023; 13(1): 85–107. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2301.05
8. Субаева А.К., Авхадиев Ф.Н. Подготовка кадров для сельского хозяйства в условиях цифровой экономики. Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2021; 16(2): 133–137. https://doi.org/10.12737/2073-0462-2021-133-137
9. Lemeshko T., Fomina T., Ostapchuk T., Tsarapkina Yu., Ivashova O. Contemporary topics of life long agrarian education under digital innovation conditions. AIP Conference Proceedings. 2022; 2647: 30053. https://doi.org/10.1063/5.0104924
10. Любимов А.П., Можаев Е.Е., Закабунина Е.Н., Ушаков О.В. Кадровое обеспечение и устойчивое развитие агросферы России: проблемы, тенденции, перспективы. АПК: экономика, управление. 2022; (9): 28–41. https://doi.org/10.33305/229-28
11. Федоров В.А., Кубрушко П.Ф., Дубицкий В.В., Феоктистов А.В. Профессионально-педагогическое образование в России на современном этапе: концептуальный аспект. Образование и наука. 2022; 24(7): 11–44. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2022-7-11-44
12. Kolomiets O., Litvinova T., Akуeva N., Kareva E., Kondakchian N. Influence of the quality of education on social and labour relations in the country. Економічний часопис — XXI. 2021; 189(5–6-1): 79–89. https://doi.org/10.21003/ea.V189-08
13. Saitbaeva E.R., Ganaeva E.A., Muratova A.A. Management approaches to solving the problem of personnel shortage in the education system. Перспективы науки и образования. 2022; (6): 737–757. https://elibrary.ru/flckgm
14. Кузьмич Н.П. Укрепление кадрового обеспечения сельскохозяйственных организаций в целях развития сельских территорий. Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2025; 5(123): 188–195. https://doi.org/10.33938/255-188
15. Шарипов С.А., Харисов Г.А. Роль кадрового обеспечения в организации эффективного аграрного сектора экономики региона. Экономика сельского хозяйства России. 2025; (2): 74–80. https://doi.org/10.32651/252-74
16. Кубрушко П.Ф., Шингарева М.В., Атапина Ю.А. Подготовка кадров для агропромышленного комплекса в системе непрерывного профессионального образования. Агроинженерия. 2022; 24(4): 58–63. https://doi.org/10.26897/2687-1149-2022-4-58-63
17. Курмакаева Т.В., Ребезов М.Б., Колесниченко И.С. Взаимодействие науки, образования и бизнеса при подготовке кадров в системе ДПО. Государственно-частное партнерство в сфере АПК: приоритетные направления и механизмы реализации. Материалы Международной научно-практической конференции. М.: ООО «Угрешская типография». 2017; 123–125. https://elibrary.ru/xmnjyt
18. Зинченко Ю.П., Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Психологопедагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития. Образование и наука. 2020; 22(3): 11–35. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-11-35
19. Долгова В.И., Пудеева Е.А., Чвякин В.А. Модель компетенций субъектов психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения личности. Перспективы науки и образования. 2024; 6(72): 518–539. https://doi.org/10.32744/pse.2024.6.32
20. Артеменко Г.А. и др. Цифровая экономика и онлайнобразование: европейский опыт. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет. 2020; 351. ISBN 978-5-9296-1046-2 https://elibrary.ru/ynuurw
21. Хлусова И.А. и др. Оценка уровня профессионального образования работников агропромышленного комплекса. Фундаментальные исследования. 2019; (5); 148–153. https://elibrary.ru/jbokve
Рецензия
Для цитирования:
Паршутина Л.А., Рыжова О.Н. Педагогические кадры для сельских школ по естественно-научным дисциплинам: современные решения. Аграрная наука. 2025;(11):215-220. https://doi.org/10.32634/0869-8155-2025-400-11-215-220
For citation:
Parshutina L.A., Ryzhova O.N. Teaching staff for rural schools in natural sciences: modern solutions. Agrarian science. 2025;(11):215-220. (In Russ.) https://doi.org/10.32634/0869-8155-2025-400-11-215-220


































